- Из-за чего может сломаться спиннинг
- Действия, приводящие к поломке удилищ
- Починка катушки для спиннинга
- Правила разбора катушки
- Ручка катушки
- Ремонт пропускного кольца
- Замена колец
- Ремонт тюльпана
- Качественный лак для восстановления снастей
- Как защитить спиннинг от поломок
- Как отремонтировать спиннинг самостоятельно
- Сломалась полая вершинка
- Как починить монолитный кончик
- Замена тюльпана
- Дефекты пропускных колец: что делать
- Поломка, растрескивание бланка
- Реставрация рукоятки спиннинга
- Замена тюльпана
- Ремонт пропускных колец
- Замена колец на спиннинге
- Ремонт телескопическогo удилища
- Ремонт хлыста удилища
- Ремонт верхних и средних колен
- Ремонт нижних колен
- Общие случаи ремонта
- Ремонт телескопического колена спиннинга
- Поломка кончика (тюльпана)
- Распространенные проблемы спиннинговых катушек и их решение
- Обрыв лески
- Клинит механизм
- Износ стопора
- Скрежет внутри катушки
- Неправильная подача лески, неравномерное наматывание
- Ремонт ручки катушки для спиннинга своими руками
- Ремонт катушки «Кобра» для спиннинга своими руками
Из-за чего может сломаться спиннинг
Жесткие углепластиковые (карбоновые) и гибкие спиннинги из стеклопластика часто приходят в негодность во время транспортировки, когда рыбаки закидывают их в багажник без тубуса. Изделие трескается при неосторожном закрытии дверей и из-за трения о металлические детали корпуса машины.
Причины поломки спининга
Во время заброса в водоем рыболовный спиннинг может зацепиться за препятствие (куст или бревно сзади). Если не заметить этого и резко потянуть, удочка сломается.
Еще одна причина — механическое повреждение удилища при ударе о твердый бортик лодки. Ломаются даже прочные телескопические модели.
Спиннинг из карбона может лопнуть посередине из-за резкого соприкосновения с землей, когда рыбак выгружает снасти в месте привала. Удилища трескаются на морозе во время заброса или вываживания. Обычно на холоде ломаются недорогие модели.
Ультралайтовые спиннинги легко поломать пополам при ловле крупной и сильно сопротивляющейся рыбы.
Производитель изделия всегда указывает максимальную нагрузку. Иногда характеристики написаны прямо на комеле — нижней толстой части хлыста (бланка).
Действия, приводящие к поломке удилищ
Чтобы исключить ремонт спиннинговых удилищ, обратим внимание рыболова, на ряд наиболее часто возникающих ситуаций, приводящих к поломке снасти. Не всегда сам процесс ловли приводит снасть в негодность. В большей мере этому способствует неосторожность при транспортировке и хранении спиннинга.
Так довольно-таки часто рыболов ломает коленья спиннинга прямо в автомобиле при складировании вещей и невнимательности при закрывании дверей, когда снасть попадает в зону зажима боковой двери или багажника.
При движении спиннингиста по берегу наклонённая к земле снасть наверняка станет лёгкой жертвой залома квивертипа от соприкосновения её с любым из препятствий не замеченных рыбаком на пути, будь то ветки или даже небольшой бугорок земли.
Трещины на хлыстах появляются в результате падения удилища на твёрдый борт лодки, удара о бетон дамбы или перила мостка с которого ведут лов. Графитовые и углепластиковые удилища особенно боятся такого рода резких нагрузок.
Бывает обидно, когда в суматохе ещё не успев даже разобрать спиннинг, до этого небрежно брошенный при выгрузке на берегу, рыболов сам же и наступает на снасть, приводя её в негодность. При осуществлении ловли больше всего деформируют спиннинги неграмотно подобранные избыточные массы приманок и захлёсты, возникающие от технических ошибок при забросах.
Нередко, особенно начинающие рыболовы, обламывают вершинки снасти пытаясь поднять из воды увесистый и сильно сопротивляющийся трофей.
Починка катушки для спиннинга
Процесс ремонта катушек для рыбной ловли может оказаться трудным, но он вполне возможен. Запаситесь для этого:
- крестовой и плоской отвёртками маленьких размеров;
- смазкой;
- изолентой и пластырем;
- наждаком и надфилем;
- двухкомпонентным клеем;
- булавкой;
- маленькими пассатижами.
Начинать ремонтировать катушку нужно с её разборки. Перед этим надо тщательно очистить её от любой набившейся грязи. При ремонте проявите аккуратность и внимание: катушка – наиболее сложное устройство:
Вот основные поломки катушек, с которыми вы можете справиться самостоятельно.
- Внутренние шумы. Для устранения полностью разберите устройство, почистите механизмы привода от мусора. После проверяется состояние подшипников внутри шпули и ручки; если нужно, проводится их замена.
- Под нагрузками вращательный механизм клинит. Нужно поставить новые шестерни приводного механизма вместо старых.
- Произвольное защёлкивание дужки лескоукладывателя во время заброса. Чтобы исправить ситуацию, нужно зажать винты, которыми крепятся дужки. Если неисправность не устранена, смените защёлкивающую дужку пружину на жёсткую.
- Отказал стопор обратного хода. Смажьте обгонную муфту, приводящую механизм в действие.
- Катушка скрипит при работе. Добавьте немного смазки в корпус катушки и прокрутите, чтобы поверхности смазались.
- Леску затягивает гайкой переднего фрикциона, от чего она иногда обрывается. Если гайка крепится на толстой прокладке, например, из фетра, замените её на пластиковую: она более тонкая.
Эти неисправности встречаются чаще всего, и с ними проще справиться самостоятельно. При более сложных повреждениях отнесите спиннинг ремонтировать к специалистам.
Правила разбора катушки
Поскольку катушка – механизм довольно сложный, обязательно разбирайте её последовательно и раскладывайте все детали по очереди. Это будет полезно при сборке.
Действуйте по такому алгоритму:
- Снимите гайку с тормоза и шпулю.
- Далее нужно снять шестерёнку и шайбы, расположенные под шпулей.
- Следующей снимите ручку, отвинтив её.
- Свинтите зажимную гайку.
- Снимите ротор.
- Снимите дужку с лескоукладывателя.
- Снимите механизм, который обеспечивает защёлкивание лескоукладывателя.
- Разберите ролик, обеспечивающий проход лески.
- Скрутите болт, стопорящий обратный ход.
- Снимите переключатель.
- Открутите болт заглушки и вытяните её.
- Снимите стенку катушки.
Элементы катушки:
Остаётся основной, главный механизм, в составе которого бегунок и две шестерни. Снимать его без необходимости не стоит. После проведённого ремонта вам потребуется только собрать катушку по той же схеме, но в обратном порядке.
Ручка катушки
Система, обеспечивающая складывание ручки – тоже важный элемент катушки. У простого механизма на распространённых устройствах – ручка и удерживающий шестигранник, в который с другой стороны вкручен винт крепления.
Опытные рыболовы отмечают особенное удобство ручек с механизмами складывания, работающими от кнопки. Они более износоустойчивы, а значит, реже ломаются.
Ручки часто теряются, именно это становится распространённой проблемой. Обычные причины – неправильная транспортировка или неаккуратная эксплуатация. Рыбаки часто пытаются вкрутить ручку, но это приводит к тому, что устройство лишится стопорной контрагайки.
Чтобы провести ремонт правильно, вставьте новую ручку, последовательными движениями накручивая её на железный штырь. После этого закрепите её винтом.
Чтобы потерь винтов больше не было, покупайте модели, у которых предусмотрены дополнительные крепежи. Они выглядят как шайбы или втулки.
Ремонт пропускного кольца
Ещё одна деталь спиннинга, подверженная частым поломкам – металлический вкладыш внутри пропускного кольца. Исправить повреждение несложно.
- Приобретите набор колец, внутренние вставки которого имеют разный диаметр. Материал должен быть тем же, что у колец на удилище. Можно взять и лучшее качество.
- Выберите кольцо нужного диаметра. Достаньте из него вкладыш из металлокерамики ножом.
- Удалите плоскогубцами повреждённый вкладыш из рамки. Изнутри зачистите мелким надфилем.
- Вставьте внутрь подготовленной рамки новый вкладыш. Проклейте места соединения со всех сторон суперклеем, зафиксируйте.
В случае трещины на опорной ножке или рамке из проволоки, лучше поставить новое кольцо вместо старого.
Замена колец
Эти повреждения тоже можно устранить своими руками без труда.
- Начинайте работать с нижнего, самого крупного, двигаясь в направлении вершинки к меньшему кольцу.
- В начале процесса следует кольцо снять. Чтобы сделать это, разогревайте зажигалкой участок, где кольцо крепится на бланк, пока размягчится лак на крепёжной намотке.
- Надрежьте намотку лезвием. Снимите её вместе с кольцом.
- Зачистите участок, чтобы не осталось следов лака и намоточных нитей, тщательно обезжирьте. Нанесите небольшое количество эпоксидного клея.
- Поставьте новое кольцо, зафиксируйте его поплотнее. Намотайте на место крепления поверх него капроновую нить, чтобы она легла ровными витками. Покройте 2-3 слоями лака без цвета с водоотталкивающим эффектом.
Ремонт тюльпана
Заменить тюльпан, пожалуй, легче всего. И сделать это можно даже прямо на рыбалке. Потребуются только:
- суперклей;
- наждак;
- булавка.
В первую очередь тюльпан освободите от окончания удилища: немного нагрейте его и снимите, поддев булавкой. После этого проделайте следующее:
- Зачистите кончик удилища наждаком.
- Смажьте место, куда крепится тюльпан, суперклеем.
- Выровняйте тюльпан относительно остальных колец строго по их расположению над ними.
- Посадите тюльпан к верхушке, смазав клеем.
Качественный лак для восстановления снастей
При самостоятельном ремонте снасти особую роль обретают качественные эпоксидные составы, поскольку именно они будут связующим компонентом между обмоткой и отремонтированной частью удилища. Поэтому к выбору смолу необходимо подойти с максимальной серьезностью. Оптимальным вариантом здесь будет винилэфирные смолы либо полиэфирные составы.
Наилучшими показателями обладают винилэфирные составы, т.к. они пористые — в процессе отверждения формируются газы в форме микропузырьков, что снижает прочность в момент изгиба, а показатель эластичности у этого материала 4,5%. Винилэфир способен выдерживать больший изгиб до начала хруста в момент слома. Основная задача связующего вещества — обеспечить жесткую связь между частями основы.
Как защитить спиннинг от поломок
Применяйте безузловую застежку. Рыбаки знают множество способов завязывания узла, но именно из-за них снижается прочность шнура на 20%. Поэтому застежка станет отличной альтернативой узлу, она защитит шнур от перетирания, и поможет правильно распределить нагрузку.
Следите, чтобы шнур не путался в верхнем кольце удилища. При отсутствии контроля нахлест не наблюдается, происходит натяжение поводка, воблер отрывается и улетает на середину водоема. Чтобы это предотвратить, перед запросом необходимо положить указательный палец на шнур вблизи с катушкой и несколько раз нажать.
Если приманка легко движется, то это говорит об отсутствии запутывания. Спрячьте джиг-приманки и воблеры от лучей открытого солнца в тень, чтобы хрупкие воблеры не расплавились, а цвет поверхности приманок не облупится. Поэтому лучше всего хранить снасти в пластиковых коробках либо чемоданчике.
Если у спиннинга поломана инерционная катушка, то рыбная ловля обречена на провал. Но не стоит отчаяться, ведь устранить небольшую неполадку можно прямо на месте.
Внимание! Настоящий мастер рыбалки никогда не пойдет на промысел без необходимого дополнительного снаряжения для устранения вероятных неисправностей. Это правило касается и набора снастей для ремонта, необходимо запастись нужными инструментами для восстановления поломанного удилища, которые имеются в любом рыболовном магазине.
Как отремонтировать спиннинг самостоятельно
Ремонт спиннинга в домашних условиях выполняется максимум за полчаса при наличии необходимых инструментов и материалов.
Сломалась полая вершинка
Найдите подходящий по диаметру шпигот длиной 13-15 см. Можно взять кусочек от старого колена, металлический или карбоновый прут, швейную иглу. Вставка должна плотно заходить в полые концы вершинки и не болтаться из стороны в сторону. Ремонт кончика спиннинга проводите по следующей инструкции:
- Острой ножовкой отрежьте краешки сломанной части спиннинга и зашлифуйте наждачной бумагой.
- Смажьте шпигот эпоксидным клеем, как можно глубже вставьте его в толстую часть вершинки, затем насадите на тонкую. Зазор должен остаться минимальным.
- Через день покройте место стыка водостойким лаком и сверху обмотайте капроновой ниткой диаметром 0,5-1,5 мм.
- Снова нанесите лак и оставьте сохнуть.
Пользоваться спиннингом можно через 2-3 дня.
Как починить монолитный кончик
Для ремонта спиннинга своими руками понадобится наждачная бумага, эпоксидная смола или клей, кусок упругой трубки (подойдет антенна от радио), лак. Реставрацию проводят следующим образом:
- Пройдитесь наждачкой по поверхности антенны и торцам поломанных деталей вершинки, чтобы снять заводской лак.
- Наденьте трубку на толстую деталь вершинки и обработайте стык клеем.
- Вставьте другую часть с противоположного конца и еще раз залейте эпоксидкой (спиннинг может сломаться снова, если останется полость в месте соединения).
- Поставьте удилище в вертикальное положение и подождите сутки.
- Нанесите водостойкий лак на место соединения деталей.
Ремонт вершинки спиннинга окончен.
Замена тюльпана
В ремонт телескопических спиннингов входит замена тюльпана. Отлетевшую деталь просто приклеивают обратно эпоксидным клеем.
Если кончик хлыста начал расслаиваться и отломился, отклейте тюльпан. Затем наденьте его на оставшийся обломок. Инструкция следующая:
- Нагрейте тюльпан зажигалкой, оберните тряпочкой (чтобы не обжечься) и с силой потяните.
- Капните эпоксидку внутрь тюльпана, намажьте кончики хлыста и насадите на него деталь. Если она не влезает, слегка подточите ножом.
- Посмотрите на тюльпан через кольца и чуть подвиньте, если нужно. Деталь должна стоять четко посередине.
Через 5 минут изделием можно пользоваться.
Дефекты пропускных колец: что делать
Ремонт спиннинговых удилищ может потребоваться при дефектах колец. Их приходится менять из-за истирания поверхности или поломки опорной ножки во время сильной нагрузки. Пошаговая инструкция:
- Подогрейте основание кольца зажигалкой и ножом вытащите его из металлической опоры.
- Еще раз подержите пламя над местом крепления, чтобы выжечь остатки клея. Затем зашлифуйте мелкой наждачкой.
- Зафиксируйте новую деталь с помощью суперклея. Приклейте кончик толстой плетеной нити к основанию кольца и медленно намотайте ее на участок под металлическим корпусом.
- Обрежьте нитку, прикрепите торчащий кончик клеем и покройте толстым слоем эпоксидной смолы. Идти на рыбалку можно уже через полчаса.
Цена нового кольца начинается от 130 рублей.
Поломка, растрескивание бланка
При поломке колена в нижней трети бланка сначала обработайте срез алмазным инструментом. После этого верхнюю часть детали вставьте в нижнюю, подгоните и скрепите капелькой водостойкого клея. Таким способом легко отремонтировать штекерные спиннинги.
Если колено сломалось с торца, придется делать бандаж. Подготовьте эпоксидную смолу, деревянный или пластиковый шпатель, лавсановую или полипропиленовую пленку. Также потребуется кусок стеклоткани толщиной максимум 0,12 мм. Он должен перекрывать длину трещины колена на 4 см. Следуйте пошаговой инструкции:
- Зафиксируйте сломанное колено в вертикальном положении.
- Подержите стеклоткань на открытом огне, чтобы избавиться от замасливателей.
- Подогрейте эпоксидную смолу на водяной бане или батарее отопления для уменьшения вязкости.
- Шпателем нанесите смолу на кусок стеклоткани и 4 раза оберните его вокруг трещины.
- Закрепите бандаж пленкой шириной 8-10 см. Наматывайте ее медленно, с нахлестом и постоянно натягивайте.
- Снимите избыток смолы тряпкой и оставьте на ночь сохнуть.
- На следующий день удалите пленку и прогрейте изделие феном.
Такой ремонт колена спиннинга недолговечный. После следующей поломки придется покупать новое изделие.
Трещину бланка подлатать не получится. Под нагрузкой она будет увеличиваться в длину и спиннинг окончательно поломается.
Реставрация рукоятки спиннинга
Чтобы отремонтировать пробковую рукоятку, потребуется водостойкий клей ПВА, белила, крупная наждачная шкурка и пробка от бутылки вина. Чинить изделие нужно следующим образом:
- Насадите колечко пробки на дрель, поднесите наждачку и соберите пробковую пыль.
- На пластиковую крышку нанесите 2-3 капли клея и в 2 раза больше воды.
- Насыпьте пробковую пыль, перемешайте до консистенции сметаны и добавьте белила на кончике ножа.
- С помощью зубочистки распределите состав на поврежденные места рукоятки. После высыхания зачистите поверхность наждачкой.
Реставрация рукоятки спиннинга
Такой способ подойдет для устранения небольших сколов. Крупные дефекты придется ремонтировать пробковыми вставками:
- Ножом вырежьте с рукоятки поврежденные участки.
- Сделайте из пробки заплатку такого размера, чтобы она с трудом влезала в полость изделия.
- Обмажьте вставку водостойким клеем ПВА или эпоксидкой и закрепите в рукоятке.
- Сверху намотайте прочные нитки или 2-3 витка изоленты липким слоем наружу.
- Через сутки удалите крепление, аккуратно срежьте выступающую часть пробки и зашлифуйте поверхность мелкой наждачной бумагой.
Полипропиленовую рукоятку легко восстанавливать утеплителем водопроводных труб. Приклейте подходящий по размеру кусочек на поврежденный участок изделия эпоксидным клеем и на сутки замотайте нитками.
Замена тюльпана
Для удаления тюльпана следует срезать декоративную пленку, крепящую его к бланку. Но следует быть крайне аккуратным, чтобы не повредить кончик бланка. Такие предосторожности важны по той причине, что изоляция может воспламениться при нагреве. Когда изоляция снята, следует нагреть трубку тюльпана и потихоньку его снять.
Но следует иметь в виду, что нагревать надо очень осторожно, иначе можно повредить связующее звено. Снять проще всего с помощью проволоки. Зацепить за ушко и тянуть параллельно бланку.
Тюльпан для спиннинга проще выбрать в магазине, взяв с собой колено. Но если нет такой возможности, можно воспользоваться штангенциркулем. Надо померить вершинку, отступив от края 15-20 мм. Можно спросить у консультанта в магазине, как починить спиннинг, если возникнут сложности. Следует следить, чтобы тюльпан не болтался и не слишком тяжело налезал на кончик удилища. Шаг трубок стандартен – 0,2 мм.
Перед установкой надо зачистить остатки клея и лака на кончике бланка. Лучше всего будет воспользоваться мелкой наждачной бумагой. После этого следует его обернуть изолентой или малярным скотчем, что позволит удалить остатки клея. Установка самого тюльпана не составит труда.
Для более ровной установки можно нанести маркером на бланк метку для установки. Клеить рекомендуется специальным термоклеем, чтобы в случае повторной замены не возникло трудностей.
Ремонт пропускных колец
Ремонт колец на спиннинге начинается с удаления старой обмотки детали. Обязательным материалом является капроновая нить. Её можно подобрать по цвету снасти. Процесс следует начинать с нанесения термоклея на лапки пропускных колец. Далее следует разогреть его (можно использовать пламя зажигалки). Установка кольца на спиннинге должна осуществляться соосно по отношению к другим кольцам.
На завершающем этапе необходимо закрепить капроновую нить и обмотать нужную область не до конца, оставив 5-10 мм свободными. На этом месте следует заправить петлю из нити и заделать ходовой конец.
После завершения обмотки капроновый материал заправляется в сделанную петлю и выдергивается. В конце ремонта результат нужно закрепить лаком. Применяя данную технологию, каждый сможет отремонтировать сломанный спиннинг.
Замена колец на спиннинге
Очень часто рыбак может столкнуться с необходимостью замены кольца на спиннинге. Это достаточно сложная процедура, требующая спокойствия и аккуратности. Вначале нужно прогреть тот участок удилища, который создан для обмотки кольцевых элементов.
На следующем этапе делается надрез в области лапки элемента и полностью удаляется покрытие. Края ручки должны быть заточенными, это поможет без труда наматывать шнур.
Наматывание заключается в натягивании материала и его надежной фиксации. Когда леска достигнет приблизительно четыре миллиметра до конца, нужно подложить шнур и закрепить его, срезав конец. Замена колец на спиннинге своими руками завершается продеванием через петлю нити и фиксирования изделия.
Ремонт телескопическогo удилища
- Как и спиннинговые, телескопические и штекерные удилища имеют несколько характерных типов поломок, в соответствии с которыми выбирается определенный вид ремонта. Рассмотрим их по порядку.
Ремонт хлыста удилища
Нередкое явление – поломка пустотелого по всей длине хлыстика обычной маховой удочки. Чаще всего хлыстик лишается верхней трети длины. Исправление заключается в подборке и установке нового коннектора. Несколько реже случается поломка в месте выхода хлыста из второго колена.
В этом случае помогает подмотка бандажа из стеклоткани с последующей подгонкой по диаметру и конусу зацепления. Конечно, и в том и в другом случае удилище станет немного короче, но несколько сантиметров на результате ловли вряд ли скажутся.
Практически не ломаются так называемые «спортивные» хлысты с монолитной углепластиковой вставкой. Благодаря более равномерному распределению сил по длине хлыста он гораздо лучше воспринимает нагрузку и не перегружает последующее колено. Редко при неаккуратном использовании ломается тонкая верхняя часть углепластиковой вставки, но несложно подровнять ее алмазным надфилем и приклеить новый коннектор.
Крайне редкий вариант поломки – разъединение вставки и пустотелой нижней части хлыста, однако это скорее брак производителя. Лечится вклейкой хлыстика обратно; для надежности стоит подмотать место стыка тонкой капроновой ниткой с пропиткой обмотки эпоксидной смолой или сделать микробандаж из стеклоткани.
Можно попробовать поискать подходящий хлыст в магазине, но необходимо подобрать точно такой же (желательно от одинаковой модели), по жесткости и массе примерно соответствующий сломанному.
Один из вариантов – заменить пустотелый хлыст на «спортивный», но ни в коем случае не наоборот, иначе более жесткий пустотелый хлыст сломает второе колено даже при небольшой нагрузке. Такие поломки встречаются довольно часто.
Гораздо проще ситуация со штекерным удилищем для ловли с укороченной оснасткой. Здесь поломка хлыста довольно редкое явление, поскольку почти все нагрузки берет на себя резиновый амортизатор, но даже если она произошла, то всего лишь требуется переставить или подобрать новую тефлоновую втулку.
Небольшой потерей длины можно пренебречь. При подборе нового хлыста лучше выбирать максимально жесткий и подходящий по посадочному диаметру. Часто в продаже бывают необрезанные хлысты большой длины, которые можно использовать как запасные части для штекерных удилищ разных моделей. Подгоняют их обрезанием алмазным надфилем под нужные диаметр и длину.
Ремонт верхних и средних колен
Ремонт данных колен зависит от места поломки. Если колено сломалось в верхней части, то простой и действенный способ – это нарастить заходную часть более тонкого колена таким образом, чтобы стык переместился на целый участок колена.
Само место поломки подравнивают и обязательно накладывают на длину, равную двум-трем диаметрам сломанного колена, бандаж из стекло- или углеткани, который предотвратит поперечное растрескивание верхнего края колена. Такой ремонт очень прост, но требует аккуратности при подгонке конуса зацепления.
Еще проще, если поломка произошла в нижней части колена. По стандартной схеме накладывают бандаж длиной, равной шести-восьми диаметрам колена в месте поломки. Выкройку из стеклоткани (для этого необязательно использовать углеткань) делают прямоугольной формы.
При подмотке желательно отступить на 1- 2 см от места поломки для удобства работы, а затем наждачной бумагой сначала грубой, а потом со средней зернистостью притереть конус зацепления. Более сложен ремонт при поломке примерно посередине колена. Конечно, можно воспользоваться одним из выше-описанных способов, но тогда длина удилища уменьшится почти наполовину колена.
Возможны следующие варианты действий. При достаточной конусности колен верхний обломок вставить телескопически в нижнюю часть, предварительно подровняв место поломки. Оптимальная длина зацепления должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте поломки, минимальная – не менее трех диаметров.
При меньшей длине зацепления соединение не сможет выдержать нагрузку. Место соединения обязательно зачищают наждачной бумагой снаружи колена от лака, а внутри – для удаления специальной смазки, которая не дает достаточной адгезии при склейке. Обычно используется эпоксидный клей.
При склейке необходимо следить, чтобы не образовывалось наплывов и капель смолы на внутренней поверхности колена; их убирают тампоном, смоченным растворителем.
После того как смола полимеризуется, снаружи, непосредственно на стыке крайне желательно сделать неширокий (длиной в один-два диаметра колена) усиливающий бандаж, который предотвратит продольное растрескивание бланка. Для этого достаточно двух-трех слоев тонкой стеклоткани.
По такой же схеме ремонтируются верхние и средние колена (со второго до пятого, а иногда и шестого) штекерных удилищ для ловли с укороченной оснасткой. У них почти всегда имеется достаточная конусность, позволяющая произвести подобный ремонт с минимальной потерей длины.
Ремонт нижних колен
Труднее всего ремонтировать нижние колена телескопических и штекерных удилищ. У достаточно дорогих и качественных изделий эти колена почти цилиндрические, ремонтировать их описанным выше методом невозможно, и приходится делать полноценный ремонт с вклейкой втулки и накладыванием бандажа.
В отличие от спиннинга, более серьезные требования предъявляются к втулке: она должна быть из углепластика, а еще лучше от удилища примерно того же класса, что и ремонтируемое. Ведь помимо центровки обломков колен ей приходится воспринимать приличную нагрузку, так как одним внешним бандажом обойтись трудно (или его придется делать слишком толстым).
Длина втулки должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте слома. При этом более тонкое колено должно свободно проходить во втулке, располагающейся в более толстом.
Довольно часто, особенно в так называемых «мини-телескопах», такое условие выполнить невозможно, и приходится формировать новую заходную часть.
Кстати, отремонтированные комлевые колена штекерных удилищ рыболов вынужден возить отдельно именно из-за бандажа и внутренней втулки, которые препятствуют складыванию колен одно в другое. Однако это не мешает сборке удилища для приведения его в рабочее состояние.
Разумеется, бандаж для углепластиковых удилищ, а тем более для штекеров, необходимо выполнять из углеткани; он должен иметь толщину, равную примерно 1,2-1,4 толщины стенки удилища в месте поломки.
Только в самом безвыходном положении можно сделать бандаж из стеклоткани, при этом для сохранения достаточной несущей способности он должен быть в 1,5-2 раза толще, чем стенка колена. Крайне неприятна поломка штекерного удилища в стыке.
Такой ремонт обычно настолько сложен, что даже в условиях мастерской зачастую проще заменить весь стыковочный узел, чем ремонтировать раздробленный. Наличие отремонтированного участка на штекере вообще не сказывается на его рабочих характеристиках. Может быть, только немного ухудшает внешний вид.
Общие случаи ремонта
Независимо от типа удилища износ стыковочных узлов неизбежен. Безусловно, рыболов может его существенно затормозить, следя за чистотой узлов и очищая их при необходимости. Но существуют такие виды ловли (например, летняя мормышка), когда удилище раскладывается за рыбалку десятки раз, причем нередко абразив попадает на удилище.
Мне доводилось видеть удилища, которые буквально за один сезон разваливались на составные части. Между тем усилить стыковочный узел очень просто, достаточно наложить бандаж из пары слоев тонкой стеклоткани, а затем сделать подгонку захода. Такую работу можно произвести, когда узел уже изрядно износился.
Временная, но довольно эффективная мера усиления стыковочного узла – обматывание предварительно обезжиренного захода двумя-тремя слоями широкого скотча. Скотч следует приклеивать максимально ровно, без пузырей и складок. Такой защиты часто хватает на несколько рыбалок, а при необходимости ее легко заменить.
Ремонт телескопического колена спиннинга
В большинстве поломок телескопическое колено сильно повреждается, сопровождается продольными трещинами на достаточно большой поверхности колена. Лучшим решением будет купить подходящее колено в рыболовном магазине, подогнать под размер спиннинга и заменить его.
Но некоторые поломки все-таки можно отремонтировать, все зависит от характеристик повреждений.
Раздавленные колени, с сопровождением небольших трещин легко восстанавливается. Если присутствует деформация на месте повреждения, это часто бывает если неаккуратно поставить тяжелый предмет на удилище. В таком случае нужно разогреть место повреждения феном и попытаться выровнять сплющенное место.
Затем поврежденное место покрыть небольшим слоем эпоксидной смолы и обмотать с небольшим натяжением, но плотными витками, капроновую нить. Далее нужно нанести на нить эпоксидку повторно и по мере необходимости добавить еще ряд витков капроновой нити. Такое соединение после высыхания становиться очень прочным и позволяет оставить в строю любимую снасть.
Переломы коленей телескопического удилища, можно починить с помощью внешнего и внутреннего укрепления. Можно использовать кусочек телескопического удилища старой снасти, подходящий по диаметру, используя в виде стержня во внутри колена, или внешней оправой сломанных половин.
Усаживается такое соединение на эпоксидную смолу. Укрепляется перемоткой плотными витками капроновой нити с нанесением поверх эпоксидной смолы или лака.
Поломка кончика (тюльпана)
При надломе у самого кончика можно выполнить несложные действия, немного укоротив вершинку.
Материалы | Инструменты |
эпоксидная смола | мелкая наждачная бумага |
водостойкий лак | строительный или канцелярский нож |
зажигалка |
Этапы ремонта:
- Чтобы починить сломанный кончик, необходимо сначала снять тюльпан. Для этого при помощи зажигалки необходимо нагреть его крепление, чтобы расплавить заводской лак. Отломанный кусок выбрасывается.
- Прикрепленный к удилищу кусок вершинки, который сломался, при помощи строительного или острого канцелярского ножа подгоняем под диаметр тюльпана.
- Обрабатываем кончик наждачной бумагой, смазываем эпоксидным клеем и надеваем тюльпан. Отправляем сушиться на сутки.
- Место соединения тюльпана с вершинкой обрабатываем влагостойким лаком.
Такой метод починки подходит для тех случаев, когда слом произошел на расстоянии не более 10 сантиметров от тюльпана.
Распространенные проблемы спиннинговых катушек и их решение
Во время ловли иногда обрывается леска спиннинга, разбалтывается катушка или начинает заедать ручка. Мелкий ремонт можно сделать во время рыбалки, но иногда требуется замена запчастей.
Обрыв лески
В первую очередь обратите внимание на качество лески. Самые дешевые варианты часто оказываются недолговечными и повреждаются во время рыбалки.
Плетеная леска не растягивается как моноволоконная нить, поэтому может оборваться при забросе в водоем. Такое происходит, когда гайка фрикциона находится выше края шпули. Деталь запутывается под кромкой и рвется.
Обрыв лески
Снимите все шайбы, поменяйте фетровую прокладку на пластиковую и соберите конструкцию обратно. Высота гайки и шпули станет одинаковой, поэтому леска не будет цепляться и рваться.
Еще одна причина — некачественный лесоукладыватель. Вовремя заменяйте запчасти спиннинга и не покупайте самые дешевые.
Если сматывать мононить под сильной нагрузкой, она будет тереться о шероховатые кольца, станет менее эластичной и истончится. Со временем произойдет обрыв.
В мороз или сильную жару на леске могут появиться микротрещины, которые приведут к обрыву. Не храните спиннинг в холодном сыром месте и под прямыми солнечными лучами.
Клинит механизм
Если механизм катушек Shimano (Шимано) или Daiwa (Дайва) клинит во время нагрузки, разберите корпус и осмотрите детали. Причина проблемы обычно заключается в длительном сроке эксплуатации спиннинга. В этом случае требуется замена шестеренок и зубчатых валов.
Износ стопора
Во время эксплуатации рукоятка катушки иногда начинает свободно двигаться в обе стороны даже при нажатой кнопке блокировки. Проблема кроется в отказе стопора обратного хода из-за загустения смазки или скопления грязи внутри конструкции. Пошаговая инструкция:
- Разберите устройство и достаньте муфту.
- Очистите внутренние детали от пыли и протрите уайт-спиритом или растворителем, чтобы обезжирить.
- Просушите катушку, смажьте все запчасти и соберите обратно.
Проблема решена.
Скрежет внутри катушки
При появлении скрежета разберите катушку и осмотрите механизм. Распространенная проблема — попадание внутрь песка и пыли. Очистите и промойте устройство, обработайте все запчасти смазкой и соберите обратно. Очистка поможет при условии сохранения целостности деталей. Если же шум появился из-за деформации запчастей, замените их на новые.
Неправильная подача лески, неравномерное наматывание
Леска подается неправильно, если ее диаметр не соответствует размеру катушки. Учитывайте рекомендации производителя при покупке деталей к спиннингу. Если проблема не в этом, отрегулируйте положение шпули на штоке. Сместите ее чуть вперед или назад с помощью регулировочных шайб.
Леска подается спиралью из-за грязного лесоукладывателя. Разберите катушку, промойте и смажьте детали.
В случае неравномерного наматывания добавьте еще одну шайбу на вал. Или же снимите вовсе, если много лески ложится под нижний борт. Всегда накручивайте ее при полностью затянутом фрикционе.
Ремонт ручки катушки для спиннинга своими руками
При сильном падении или грубой транспортировке ручка катушки может разболтаться. В этом случае снимите ее и приклейте акриловыми жидкими гвоздями. Еще один вариант — выбить клин и наглухо закрепить винтом.
Ремонт катушки «Кобра» для спиннинга своими руками
Теперь о том, как починить спиннинги с дефектом катушки. Если поломалась лапка, примотайте ее изолентой и продолжайте рыбалку. Чтобы устранить зазор между рычагом и лесоукладывателем, подпилите надфилем роликовую головку.
Шероховатость лапки катушки можно устранить изолентой. Она защитит кожу рук от раздражения. Если леска оказалась в люфте ротора и шпули, снимите последнюю и распутайте образовавшийся узел. Затем снова соберите деталь.
Возвратную пружину дужки лесоукладывателя катушки можно на время заменить самодельной деталью из булавки. Если слетел и потерялся колпачок редуктора, закройте образовавшееся отверстие изолентой.
После долгой эксплуатации катушка часто начинает заедать. В этом случае закапайте смазку в редуктор.
- https://lykistreli.ru/remont-vershinki-spinninga.html
- https://iarybak.com/snasti/remont-spinninga
- https://blesna.net/remont-spinninga-svoimi-rukami/
- https://tatfisher.ru/remont-spinninga-svoimi-rukami/
- https://smart-fishing.ru/remont_i_obslujyvanye/remont-spinninga/
- https://catcher.fish/ekspertnyi-tsentr/lab/kak-pochinit-slomannoe-udilishhe/
- https://rybalka.guru/spinning/remont-spinninga-svoimi-rukami
- https://skinali54.ru/snasti/remont-matchevyh-udilishch.html
- https://FisherMan-sport.ru/snasti/remont-slomannogo-spinninga.html
- https://intellifishing.ru/snasti/remont-spinningovyh-udilishch